В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация. Бобат-концепция успешно используется, в т.ч. для реабилитации детей, болеющих спастическим тетрапарезом (ДЦП) различных степеней тяжести.
Существуют центры реабилитации ДЦП, помогающие выздоровлению взрослых в постинсультном состоянии и снятию спастических состояний детей с ДЦП, если ребенок не переворачивается, не ползает, не сидит и не ходит. Ныне, лечение по Войта и Бобат применяется в мире, в т.ч. в России, Грузии, Беларуси и других странах СНГ для реабилитации детей и взрослых. Для усиления эффекта от Бобат-терапии применяются технические средства: виброплатформы и лечебные медицинские тренажеры различных производителей в Германии, США и на Тайване.
Лечебная физкультура (ЛФК) по Бобат способствует развитию у детей с синдромом тетрапареза (ДЦП) рабочих и игровых навыков, обучает уходу за собой, развивает привычки, соблюдение которых обязательно в быту, повышает личную независимость и качество жизни.
Беглый взгляд на теорию терапии по Бобат
Концепция Бобат основана на факте, что мозг человека обладает пластичностью, и способен к реорганизации, т.е. здоровый участок мозга может обучаться и выполнять те задачи, которые ранее выполнялись ныне больным участком мозга. Еще в 1943 году на основе своего физиотерапевтического опыта Берта Бобат обнаружила, что спастические состояния детей с ДЦП ослабевают, или полностью пропадают после определенных движений и принятия определенных поз. Если определенные движения и позы могут ослабить или снять спазмы, значит, можно по результатам наблюдения за пациентом разработать гимнастические упражнения, способные улучшить состояние или даже излечить многих пациентов.
Как и метод Войта, метод нейродинамической реабилитации (Бобат-терапия) направлен на восстановление правильной моторики и стимулирование психомоторного развития, с обучением применению правильных моторных алгоритмов в повседневном быту.
Концепция Бобат применятся не только для детей, но и в постинсультной реабилитации. Больше всего ЛФК по Бобат показана детям с ДЦП на первом году, помогая физическому развитию недоношенных детей, обеспечивая развитие недоношенного по месяцам до 1 года. Лечебная физкультура по Бобат успешно лечит задержку общего развития, она показана детям с задержкой моторного и психомоторного, а также психического, речевого и социального развития ребенка.
ЛФК по Бобат предусматривает применение особых стимулов и воздействий, направленных на вовлечение поврежденных структур центральной нервной системы, стимулирования взаимодействия ЦНС с другими системами, подавление неправильных поз и моторных алгоритмов, воспитание правильной моторики, стимулирование правильных поз. Она обучает правильному расслаблению и напряжению мускулатуры, снимает спазмы, устраняет контрактуры и деформации суставов.
У детей до года ЛФК по Бобат показана:
- При ДЦП
- При центральном параличе
- Для устранения нарушений движения и равновесия
- Для снятия нарушений восприятия положения собственного тела
- Для снятия задержки психомоторного развития
- Для снятия спазма конечностей
- Для реабилитации после инсульта.
Бобат-терапия противопоказана:
- Эпилептикам в период активных приступов
- Лицам с выраженными психическими расстройствами
- При наличии острых воспалений и лихорадочных состояний.
Бобат-терапия направлена на формирование здорового образа жизни. Все движения программы лечебной физкультуры по Бобат не должны причинять боль, они выполняются всегда плавно, медленно, правильно, под наблюдением инструктора ЛФК, при участии врача ЛФК, в атмосфере спокойствия и доброжелательности. Назначение комплекса упражнений по Бобат возможно исключительно после подробного обследования с определением способности пациента, переносить статические и динамические нагрузки. Упражнения можно усложнять только постепенно, в зависимости от усвоения моторных навыков. В идеале лучше заниматься несколько раз в день, с учетом состояния. Но даже пара занятий в неделю тоже может ощутимо помочь в выздоровлении. Чем раньше начинать, тем эффективнее лечение. Занятия по методу Бобат уменьшают неравномерное напряжение мышц, устраняют контрактуру, суставную деформацию, помогают приобретению или восстановлению навыков владения телом, дают важные навыки мышечного расслабления и напряжения. Гимнастика (ЛФК) по Бобат призвана помочь людям с повреждениями головного и спинного мозга. Она показана при инсультах, кровоизлияниях в мозг, опухолях головного мозга, воспалениях, при множественном рассеянном склерозе, а также при любых поражениях нервных клеток головного (спинного) мозга иной этиологии. Гибель нервных клеток в результате патогенных событий (инсульт, кровоизлияние в мозг и т.п.) вызывает нарушения моторного поведения и контроля движений. Результатом становятся всевозможные параличи различной степени тяжести, снижение точности движений, деградация сенсомоторики. У взрослых пациентов постоянное правильное повторение одних и тех же упражнений способствует вовлечению здоровых участков мозга, они принимают на себя задачи, ранее выполнявшиеся ныне пораженными участками мозга. У детей до года все проще, достаточно активировать врожденные моторные стереотипы, которые будут выполняться под управлением здоровых участков ЦНС.
Лечебная гимнастика по Бобат встраивается в быт пациента и преследует цель обучения навыкам повседневной жизни, или она восстанавливает такие навыки с помощью физиотерапевта и под его руководством, чтобы пациент мог выполнять повседневные бытовые действия (по возможности) сам. В выполнение упражнений и повседневных вовлекаются и ослабленные, парализованные части тела. Важно обучить осознанному контролю здоровой, и больной части тела, с использованием пораженной и парализованной стороны. Важно научить пациента восприятию своего положения в пространстве. Упражнения по Бобат учат контролю и использованию в правильных движениях всей мускулатуры, в т.ч. и части мышц, пораженных параличом. Для излечения важно научиться контролировать мышечный тонус, правильно применять врожденные или привитые навыки напряжения и расслабления, выполнять движения по правильному психомоторному стереотипу. Взаимодействие групп мышц, координированная работа мускулатуры важна для развития моторики и чувства равновесия.
Концепция Бобат не может устранить первопричину заболевания, но она стимулирует существующие возможности организма для достижения главной цели, – адаптации и реабилитации. Особенно успешно методика Бобат работает у детей в возрасте до года, для реабилитации ДЦП.
Особенности Бобат-терапии у детей в возрасте до года
Мозг ребенка до одного года отличается очень высокой работоспособностью, ведь он должен обрабатывать поток обильных впечатлений из окружающего мира. Чтобы ребенок хорошо развивался, важно показывать ему много разных вещей, давать их ему попробовать, пощупать и поиграть с ними. Чем больше воздействий из внешнего мира получает ребенок, тем больше участков его головного мозга активизируется и тем быстрее развивается мозг, следовательно, и весь остальной организм. У взрослого мозг продолжает обучаться, но большинство путей прохождения нервного импульса у него уже сформировано. Мозг ребенка пока чист, и жадно впитывает информацию из окружающего мира. Сначала ребенку достаточно просто лежать на спине и смотреть, что делается вокруг, но уже через пару месяцев этого уже мало. В погоне за новыми впечатлениями он пытается изменить положение тела. Именно поэтому он начинает переворачиваться со спины на живот. Если ребенок не переворачивается, – это явный признак аномального развития. Чем он старше, тем больше ему хочется выпрямиться и ходить вертикально на двух ногах, чтобы не только увидеть окружающий мир, но и заполнить его собой, ощутить его всеми доступными чувствами. Именно поэтому он начинает ползать, сначала по-пластунски, затем на четвереньках и начинает сидеть. Если ребенок не сидит в 9 месяцев, пора бить тревогу, и записываться на курсы Бобат-терапии. Там его научат сидеть самостоятельно. Очень важно стимулировать освоение новых последовательностей движений, в этом поможет Бобат-терапия. Предпосылкой хорошего психомоторного и речевого развития на первом году, как на важнейшем этапе жизни, является хороший контроль позы и максимально высокое качество двигательных алгоритмов. Эти качества дает гимнастика по Бобат, она может быть полезна не только для лечения, но и для нормального развития здоровых детей. Бывают новорожденные со слабо развитой моторикой и сенсорикой. Возможно, это – временное, преходящее явление, а может быть, – это признак серьезных неврологических расстройств. В любом случае гимнастика по Бобат способна очень помочь решению проблем, и у детей с явными нарушениями, и у здоровых детей с легкими отклонениями.
Примерный комплекс упражнений для ребенка с ДЦП
Ребенок с ДЦП лежит на спине в спастическом состоянии. Расслабляем кисть. Для этого берем большой палец скованной кисти, и плавно перемещаем большой палец в направлении наружной части кисти. Следим, чтобы двигалось только место соединения пальца с запястьем. Сдвинутый большой палец удерживаем в новой позиции до трех минут, чтобы расслабить мышцы кисти. Только когда спазм снят и мышцы расслабились, берем кончики прочих пальцев кисти, и аккуратно разгибаем их, не касаясь ладони. Процесс не должен вызывать боль. После (по возможности) максимального распрямления пальцев спастической кисти, сгибаем запястье, разгибаем запястье, отводим его, не меняя позицию большого пальца. Далее попробуем согнуть плечо. Для этого удерживаем большой палец в разогнутом и отведенном состоянии, как описано выше, предплечье переводим в позицию между пронацией и супинацией. Руку выводим вперед, одновременно сгибаем плечо. После сгибания плеча под максимальным углом, удерживаем руку в полученном положении до мышечной релаксации. Далее нужно отвести плечо. Продолжаем для этого держать большой палец в положении, как описано выше. Предплечье отводим до предела наружу, и медленно отводим руку в сторону. Плечо сгибаем под 75°, после его максимального отведения для растяжки лопатки. Только, и если достигнуто максимальное расслабление: ребенок лежит на спине, его руку кладем ему на грудь, растягиваем плечо, которое можно удерживать другой рукой. Сгибаем и разгибаем ноги. Для этого отгибаем большой палец парализованной ноги ребенка вверх, удерживаем большой палец в этом положении, пока нога ребенка, скованная спазмом, не расслабится полностью. Работаем с нижней конечностью, аналогично описанию для руки. Одной рукой давим над коленом, под коленом, другой рукой тянем стопу вверх, вниз. Отводим ногу. Добиваемся максимального выпрямления ноги при согнутой стопе. Давим на внутреннюю сторону колена, одновременно аккуратно тянем ногу наружу. Отрабатываем бедренную ротацию. Нога должна быть в согнутом состоянии. Одной рукой удерживаем палец стопы с отведением ввеох, другой рукой давим на колено в направлении нужного движения. Очень медленно, без изменений темпа, по возможности отклоняем колено на максимальный угол. Голеностоп сгибаем, затем разгибаем. Работаем всегда спокойно, медленно, с перерывами! Одной рукой удерживаем большой палец ноги в отведении наверх, другой рукой помогаем нашему маленькому пациенту сгибать стопу, затем разгибать стопу.