Задержка психического развития определяется специалистами как отставание психических процессов, которые носят обратимый характер. Недостаточное развитие эмоциональной базы и нарушения в психическом развитии проявляются в низком уровне интеллекта, слабом развитии двигательных навыков, речи, памяти, внимания, мышления. У деток с ЗПР наблюдаются примитивность и нестабильность эмоционального фона, отсутствие самоконтроля поведения, крайне низкая успеваемость в обучении. Ребенок с диагнозом ЗПР нуждается в правильно подобранном коррекционном обучении и комплексном медицинском сопровождении.
Почему происходит задержка психического развития?
Факторов, которые создают неблагоприятные условия для эмоционально-психического развития малыша, достаточно много:
- Генетическая предрасположенность (наличие ЗПР у одного из родителей)
- Поражения ЦНС и нарушения процесса созревания головного мозга
- Патологии и вирусные заболевания во время вынашивания ребенка, резус-конфликт
- Сложный акушерский анамнез – родовые травмы, гипоксия, асфиксия
- Последствия серьезных травм черепа и мозга
- Задержка моторного развития
- Дефекты речи, нарушения работы органов слуха, плохое зрение
- Психические травмы, гипер- и гипоопека, авторитарное воспитание
Какие могут быть осложнения?
Психическое развитие малышей тесно связано с физическим здоровьем и моторными навыками. Нарушения в психоэмоциональном состоянии ребенка оказывают прямое влияние на развитие моторики, устной речи, процессов мышления и, наоборот. Диагноз ЗПР – это прямая угроза речевому развитию, а без своевременного вмешательства это предвестник дисграфии или дислексии.
Катастрофически низкая степень успеваемости в учебе – это еще не самое страшное. Адаптация детей с ЗПР в социуме проходит крайне медленно и сложно. Ровесники не принимают деток с диагнозом ЗПР, провоцируя их на замкнутость, а иногда и проявления агрессии.
Специалисты и родители деток с синдромом ЗПР отмечают следующие осложнения:
- Развитие серьезных расстройств психики
- Нарушение самых простых навыков общения и поведения
- Тяжелые проблемы с адаптацией в социальной среде
- Развитие сопутствующих синдромов – задержки речевого, психомоторного развития
Очень часто задержка психо-речевого развития сопровождается некоторыми признаками аутизма. На данный момент в медицинской практике нет результативных методик терапии этой болезни, вылечить аутизм нельзя. Родителей должны насторожить следующие симптомы у ребенка: слабая мимика, отсутствие речи и интереса к окружающему миру, регулярное выполнение бессмысленных действий.
Как определить, что у ребенка ЗПР?
Симптомы проявляются к 5-6 годам, однако если вы замечаете, что ваш малыш в чем-то отстает от сверстников, тогда не стоит надеяться на чудо – обращайтесь к специалистам незамедлительно.
Тревожными звоночками являются такие симптомы:
- Ребенок поздно (позднее нормы) приобретает определенные навыки – начинает держать голову, произносить первые слова, встает на ножки.
- Ему сложно освоить навыки личной гигиены, самостоятельное одевание, застегивание пуговиц становится для него проблемой.
- В первые месяцы жизни у малыша не наблюдается эмоционального тесного контакта с мамой.
- Ребенок не стремится общаться с родными и другими детьми, предпочитает играть один, мало говорит, ведет себя слишком спокойно.
- Он часто повторяет действия, лишенные всякого смысла (ходит по кругу, например), быстро утомляется.
- Ребенку сложно концентрировать внимание на предмете/действии, часто появляются приступы агрессии, тревожности.
Диагностика и лечение ЗПР
Выявить нарушения в психомоторном развитии ребенка можно уже в 4 года. Для этого требуется комплексное обследование узкопрофильными специалистами – логопедом, детским психологом, невропатологом, психиатром. В процессе обследования выполняется тестирование интеллектуальных способностей и мыслительных процессов, компьютерная томография, электроэнцефалография, МРТ мозга, исключается диагноз аутизма и олигофрении.
В нашем Центре реабилитации детей мы сталкиваемся с клиническими случаями различной степени тяжести, однако всегда работаем по простой схеме, которая доказала свою эффективность:
- На первой встрече с ребенком и родителями выбираем подходящие методы диагностики и оценки состояния маленького пациента.
- Определяем список проблем и ставим перед собой задачи, которые решаем поэтапно.
- Устанавливаем ключевые цели реабилитации и подробно объясняем родителям – что и зачем будем выполнять на коррекционных занятиях.
- Оцениваем результаты работы с пациентом по индивидуальным критериям.
Стоит понимать, что универсального во всех отношениях реабилитационного комплекса для детей с ЗПР нет, и не будет. Каждый случай уникален, поэтому и программа коррекции должна быть строго индивидуальная, разработанная с учетом особенностей и потребностей пациента. То, что помогло Мише, не обязательно будет эффективным для Маши.
Мы не ставим эксперименты над детьми и их родителями, потому что знаем, как дорого время в детском возрасте, когда любые патологии в развитии исправляются намного легче и быстрее. В Центре работают специалисты с богатым практическим опытом, которые используют передовые европейские методики терапии ЗПР. Занятия направлены на:
- Развитие памяти, интеллекта, мышления.
- Улучшение моторики и двигательной активности.
- Устранение дефектов речевого развития.
- Приобретение необходимых навыков общения и социализации.
Огромный плюс в том, что мы комплексно подходим к вопросу реабилитации, поскольку понимаем тесную связь между психическим и моторным развитием детей. Здоровое психо-эмоциональное развитие невозможно без моторной активности ребенка, поэтому помимо занятий с дефектологом, логопедом и психологом, мы проводим занятия ЛФК и упражнения на виброплатформе Галилео. Программа занятий разрабатывается строго индивидуально, с учетом физиологического и психологического состояния ребенка.
Терапия должна носить системный характер, так как ЗПР имеет высокую опасность регресса. Поэтому мы активно привлекаем родителей к реабилитационному процессу: делимся с ними собственными наработками, методиками лечения и рекомендациями. Мы твердо уверены, что заметных результатов можно добиться, только работая вместе.