Впервые терапия по Войта была применена в 1950 году. Терапия носит имя Вацлава Войта (1917-2000), который в то время был неврологом и педиатром при пражском университете.
Терапия по Войта является настолько фундаментальной и целостностной, что она находит самое широкое применение и не ограничивается лишь определёнными картинами болезни или инвалидности. Поэтому терапия по Войта может применяться в самых разных областях и распространяется на большинство медицинских дисциплин.
Родители часто спрашивают, как они могут представить себе принцип действия терапии по Войта, а терапевты (методисты ЛФК) хотят знать, почему название принцип Войта используется в качестве вышестоящего понятия.
Войта терапия работает с алгоритмами движений, в которых задействовано все тело. Поэтому они часто также называются глобальными алгоритмами или алгоритмами для всего тела. Само это название показывает, что движение отдельных частей тела должно рассматриваться в двигательной взаимосвязи со всем телом.
Бобат-терапия разработана физиотерапевтом Бертой Бобат (1907-1991) и ее мужем, педиатром-неврологом Карелом Бобат (1906-1991) в эмиграции в Лондоне. Бобат-терапия представляет собой целую концепцию реабилитации неврологических патологий взрослых, а также детей. Совместно с супругом, известным педиатром Карелом Бобат, который эмигрировал в Лондон от фашистов из Чехии, супруги Бобат разработали в 1943 году и развили в 1950-1951 г.г метод лечения спазмов у детей с ДЦП, а также методы реабилитации взрослых после инсульта, и эту концепцию они назвали “терапией нейроразвития” (NDT). Прожив долгую и счастливую жизнь, супруги Бобат умерли в один день, избрав “свободную смерть по собственному желанию” (эвтаназию).
Ребенок рождается с двигательным опытом, который он приобрел еще до родов. Стабилизация осанки его туловища развивается в течение первых лет жизни, образуя основу для дальнейшего выпрямления в вертикальное положение. Дефицит этих рано приобретенных постуральных навыков может стать причиной постуральных нарушений в процессе дальнейшего развития.
Для оценки моторного развития ребенка рекомендуется сначала понаблюдать движения ребенка в приятной атмосфере и без спешки. При оценке нужно учитывать самочувствие ребенка в течение дня. Кроме того следует наблюдать переходы движений, функции опоры, выпрямления и хватания, и как все эти функции обеспечены позой туловища. Очень помогает планомерность наблюдений
В первые три месяца ребенок начинает целенаправленно использовать собственное тело. Поэтому данное время называется началом моторной дифференциации. За первые три месяца формируются моторные алгоритмы, образующие основу для дальнейшего моторного развития.
Во второй половине первого полугодия тело принимает всё более разнообразные позы, и ребенку открывается все больше возможностей для целенаправленного выполнения всё большего числа точно скоординированных движений.
Начинается выпрямление в вертикальное положение: