Если объяснять простым языком, то задержка речевого развития – это отклонение от общепринятых норм формирования речи у детей. Характерные черты ЗРР – качественный и количественный дефицит словаря, отсутствие экспрессивной, связной речи у ребенка к трем годам. Эти признаки встречаются примерно у 10 малышей из ста, у мальчиков – в 4 раза чаще.
Самое важное о речи ребенка
Речь — это не просто способ коммуникации, это, прежде всего, показатель психического развития. Нарушения речевого процесса препятствуют нормальному обучению и адаптации малыша в социуме. И, как следствие, они могут стать причиной тяжелых, а иногда необратимых дефектов в развитии ребенка как личности.
Устная речь и процессы мышления функционируют в тесном тандеме, поэтому задержка развития одного неизменно приводит к торможению другого. ЗРР становится причиной отставания мыслительных операций, поэтому детки перестают испытывать потребность в общении и стараются заменить его другими более простыми способами взаимодействия. Чаще всего, это крики, плач, агрессия.
При отсутствии своевременной профессиональной помощи ЗРР приводит к алалии, недоразвитию устной речи или полному безречию. Полноценное общение со сверстниками и взрослыми невозможно, а процесс обучения и социализации будет проходить медленно и с титаническими усилиями.
Группа риска
- Недоношенные детки
- Малыши с явными и неявными психическими нарушениями
- Инфекционные заболевания, вирусы, наследственность
- Сложный акушерский анамнез – гипоксия новорожденного, асфиксия
- Осложнения после прививок
- Родовые травмы и перинатальные нарушения
- Тугоухость
- Синдром Дауна, детский церебральный паралич, мозговая дисфункция
На что обратить внимание?
Бить тревогу нужно сразу же, как только вы замечаете следующие признаки ЗРР у ребенка:
- Проблемы в доречевом периоде – малыш издает мало звуков, отсутствует детское гуление, звуки однотипные и редкие.
- У годовалого ребенка нет реакции на окружающие звуки и речь.
- Попытки повторить чужие слова в 1,5 лет неактивные или полностью отсутствуют.
- В полтора-два года малыш не способен выполнить озвученное простое задание – принести, показать и т.д.
- В 2,5-3 года ребенок не может соединить несколько слов в короткие фразы.
- Отсутствие речи в три года и активное использование мимики, отдельных звуков, жестов как основных средств коммуникации.
Если вы заметили признаки отставания речи, не ждите чуда – обращайтесь к специалистам немедленно. Не слушайте «добрых» соседей и знакомых, у которых племянники-внуки-крестники «заговорили в 5 лет целыми предложениями и рассказали наизусть сказки Пушкина». Эти случаи – уникальны. Проблемы с развитием речи без своевременного вмешательства специалистов остаются у деток в школе, а в самых тяжелых случаях – всю жизнь.
К кому обращаться?
Одним посещением логопеда здесь не обойтись. Нужен комплексный профессиональный подход, слаженная работа специалистов сразу по нескольким направлениям. Детский отоларинголог, психиатр, логопед, психолог, невролог, дефектолог, педиатр, очень часто реабилитолог – это команда, которая будет диагностировать, подбирать методики терапии и контролировать весь процесс реабилитации детей с ЗРР.
В нашем Центре работают узкоспециализированные врачи, которые практикуют современные европейские методики, имеют богатый практический опыт работы с клиническими случаями любого уровня сложности. Индивидуальный подход к каждому ребенку – фундамент, на котором основывается каждая реабилитационная программа, разработанная нашей командой.
Что могут делать родители для своего ребенка
- Контролируйте собственную речь. Она должна быть эмоциональной, выразительной, но не громкой и поспешной. Произносите сложные слова внятно.
- Как можно чаще обращайтесь к малышу, приглашайте его к диалогу на любые темы, выступайте инициатором разговора.
- Никогда не перебивайте речь ребенка, уважайте ее и слушайте с интересом и до конца.
- Старайтесь исправлять неправильно сказанные слова дозированно, на логопедических занятиях.
- Стимулируйте ребенка договаривать за вами неоконченные фразы – стишки, песенки.
- Читайте малышу сказки, желательно в одно и то же время. Обязательно включайте артистизм – читайте голосом лисы, медведя, зайца. Даже если ребенок плохо понимает устную речь, он будет воспринимать интонацию.
Физическая активность и речь
За развитие речи отвечает кора головного мозга и его подкорка, которая выполняет также функции координации движений. Благодаря этому ребенок осваивает ритм, который является базой для развития речевого аппарата. Физическая активность и ритмичные движения оказывают благотворное влияние на речь малыша, поэтому спортивные занятия должны стать неотъемлемой частью дневного распорядка.
В нашем Центре мы уделяем физическому развитию неврологических детей и пациентов с ЗРР особое внимание. Занятия ЛФК, массажи, микро-мануальная терапия, игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, общеукрепляющие упражнения на виброплатформе Галилео – все это в комплексе дает заметный результат.
Родители – наши главные помощники, поэтому мы стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Систематическое повторение упражнений дома помогает закрепить достигнутые со специалистами результаты. Мы рекомендуем:
- Обязательно играть с ребенком в игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, нанизывание бусин, перекатывание в ладошках мячиков и т.д.
- Заниматься видами спорта, которые помогают наладить гармоничную работу полушарий мозга – плавание, катание на роликах, велосипеде.
- Практиковать артикуляционные упражнения, приучать самостоятельно кушать ложкой (с 1 года). Почаще давайте малышам твердую пищу – яблоки, морковку, сухарики. Жевание развивает мышцы, которые участвуют в речевом процессе, и способствует психическому развитию.
- Обращать внимание на окружающие звуки – шум транспорта, голоса птиц и зверей. Это поможет развивать фонематический слух.
- Мотивировать ребенка повторять количество хлопков, угадывать источник звука, произносить слова с различной интонацией.
Каждая индивидуальная программа реабилитации детей с ЗРР, разработанная в нашем Центре, направлена на совершенствование биохимических процессов в частях мозга, которые отвечают за речевую активность и коммуникацию. Терапия включает логопедические занятия и массаж, электрорефлексотерапию и другие проверенные методики, которые в итоге дают результат:
- Увеличиваются качественные и количественные показатели словарного запаса
- В лексиконе детей появляются полноценные фразы и предложения
- Уменьшается чувствительность к резким звукам
- Улучшается координация и мышечный тонус
Начатая вовремя терапия, комплексный систематический подход и слаженная работа команды специалистов + родителей позволяют полностью избавиться от симптомов ЗРР и не допустить развития осложнений.