В этой главе описывается моторное развитие ребенка с рождения до первых шагов без опоры. Обычно это развитие завершается к двенадцатому, самое позднее к восемнадцатому месяцу жизни. За первый год жизни ребенок приобретает базовые моторные возможности, на основе которых он может строить другие свои навыки. Сюда относится и поднимание тела в вертикальное положение с опорой на руки и ноги, и самое разнообразное применение ротовой моторики, основной предпосылки формирования речи. Первый год жизни ребенка венчается умением ходить в вертикальном положении.
Примерно у половины детей это развитие завершается к двенадцатому месяцу жизни. Как правило, дети своевременно начинают использовать двигательные алгоритмы, описанные ниже, то есть, все происходит в предназначенный месяц. Оптимально организованные двигательные алгоритмы служат эталоном, или масштабом для сравнения, если нужно оценить индивидуальное моторное развитие конкретного ребенка. Для оценки достаточно сравнить с эталоном достижения конкретного ребенка. Совокупность эталонных моторных алгоритмов называется „идеальная моторика". Чтобы облегчить оценку индивидуальной моторики ребенка, ниже приводятся конкретные признаки, по которым оценка выполняется. Обычно ребенок рождается с хорошим оснащением, в его распоряжении есть работоспособная двигательная система и необходимый набор врожденных двигательных программ .Но он пока беспомощен в применении заложенных в нем программ, которые позволяют ему встать и идти. Опорно-мышечный аппарат сможет выполнить эту задачу только, когда ребенку исполнится от 12 до 18 месяцев. Совершая малые и большие шаги на пути к развитию, ребенок приобретает способность к действию, которая подразумевает целенаправленное использование собственного тела.
Алгоритмы движения запоминаются
Во время первого года жизни ребенок знакомится со своим телом и с миром, окружающим его. Для этого он применяет собственную двигательную систему. Чувственные впечатления (сенсорика), их обработка и реакция на них тесно связаны с моторикой, и не могут рассматриваться отдельно от моторики. Так возникает функциональное единство, которое называют сенсомоторикой. Движение – это координированное взаимодействие различных мышц, суставов и органов чувств. В результате этих функций совместного взаимодействия вырабатывается сенсомоторный алгоритм, который вовлекает в движение все тело; поэтому такой алгоритм называют глобальным алгоритмом
Даже когда описание двигательных алгоритмов ограничивается определенными частями тела, например, рукой, или ногой, при оценке моторики нельзя оставлять без снимания постуральный задний план, то есть, работу всего остального тела. При оценке, например, движения руки необходимо наблюдать, какими движениями уклонения остального тела может (в определенных ситуациях) сопровождаться движение руки. Влияние позиции туловища на движение рук и ног можно четко наблюдать, например, у ребенка, начиная со второго месяца жизни. В этот период, когда ребенок отводит от тела руки, он одновременно отводит и ноги (координация "рука-рука"); когда ребенок поднимает руки, он одновременно (ассоциировано) поднимает ноги. Его туловище при этом вытягивается по продольной оси тела, держится в этом состоянии и не отклоняется в сторону.
В конце шестого месяца жизни в поле зрения ребенка впервые попадают собственные ступни: ребенок хватает их руками и сует их себе в рот. В этом двигательном алгоритме тоже присутствует координация "рука-ступня-рот" , которая задает предпосылки для определенной позиции туловища и наглядно иллюстрирует целенаправленное использование всего тела. Так ребенок знакомится со своими ступнями.
Поначалу ребенок не имеет никакого представления о вещах, которые его окружают. Например, он не знает, каковы на ощупь различные материалы, каковы они на вкус, и что скрывается за тем, что он видит. Но ребенок любопытен, он постоянно проводит разведку, и исследует мир, окружающий его. Ребенок познает мир своими руками и ртом. Так ребенок познает формы, качества различных материалов, их разные вкусы; он получает так представление о познаваемости вещей, окружающих его. Одновременно он копит моторный опыт, который в этом возрасте очень хорошо запоминается.
Различные группы мышц познают общий для них двигательный алгоритм, отвечающий различным требованиям каждой отдельной конкретной ситуации. Одна мышца не воспринимается отдельно, как таковая. Регистрируется и запоминается не движение каждой отдельной мышцы, а общая картина движения. Отпечаток каждой совместной (глобальной) функции отображается в разных частях ЦНС подобно географической карте тела. |
Если ребенок повторно использует двигательный алгоритм, который он запомнил, с каждым повтором его неумелые движения приобретают все больше элегантности. Различные группы мышц сотрудничают между собой самым разным образом, что позволяет мускулатуре выполнять разнообразнейшие задачи. Так формируются алгоритмы, которые можно впредь применять и всячески изменять в процессе освоения каждой новой моторной функции.
Ребенок начинает собирать свой опыт еще в утробе матери, и этот опыт он непрерывно пополняет уже после рождения в процессе сенсомоторного развития. Уже на восьмой неделе развития эмбриона хорошо развиты мышцы головы, туловища и большая часть мускулатуры конечностей. В этот период эмбрион использует все свои мышцы для движения . Мать, начиная с 4-5 месяца беременности, чувствует движения ребенка. При этом импульсы к движению могут исходить как от эмбриона, так и от матери. Так возникает двустороннее общение между матерью и ребенком, между ребенком и матерью.
Двигательный опыт до родов и после рождения отличается различностью условий, с которыми ребенок должен сталкиваться Эмбрион парит во фруктовых водах, для него сила тяготения практически отключена. Поэтому на первый план у эмбриона выходит не сохранение позы тела, а движение, как таковое. |
С ростом размера тела ребенка, пространство для движения становится меньше, и оболочка матки ограничивает движения, создавая сопротивление детскому движению, одновременно обеспечивая опору.
После рождения сила тяжести оказывает воздействие на ребенка без удерживающего ограничения за счет матки. В этих условиях ребенку сначала не хватает умения регулировать позу. Но все меняется уже на четвертой неделе, а к концу третьего месяца жизни ребенок может, например, находиться в положении “лежа на спине”, одновременно балансируя свое туловище. Для опоры в положении на спине он использует собственную спину. Способность ребенка опираться на спину открывает свободу движения рук, ног и головы.
Положения тела и опорные поверхности
Ребенок развивает свои моторные функции из положения на животе, положения на спине и положения на боку. С рождения до ходьбы без опоры ребенок постоянно выпрямляется, его тело располагается все выше. При этом он вынужден каждый раз по-разному бороться с силой тяжести, пытаясь удержать тело и сталкиваясь с различной степенью гравитации.
В положении на животе движения новорожденного спокойны, благодаря большой устойчивости тела. Ошибиться трудно. Из этого положения ребенок выпрямляется, и за первые три месяца переходит в позиции с опорой на локти.
В положении на спине осанка навороженного младенца сначала очень непостоянная и неуверенная. Здесь легко ошибиться, на что ребенок реагирует массой беспорядочных и не целенаправленных движений. Причина такой неуверенности лежит в отсутствии навыков регулирования позы. Новорожденный еще не умеет опираться своей спиной на постель. Только в течение первых трех месяцев жизни поверхность постели становится для ребенка опорной поверхностью. Но положение на спине и положение на боку остаются для ребенка неустойчивыми позами, которые требуют больше усилий для регулирования.
В процессе выпрямления тела ребенка и перемещения его вперед непрерывно изменяется площадь опоры тела ребенка. До конца восьмого месяца жизни, в положении на спине и в положении на боку ребенок все еще использует для опоры всю площадь туловища. С выпрямлением, площадь опоры становится все меньше. В конечном счете, ребенок начинает опираться только на руки и таз в положении сидя на боку, или только на руки, колени и голени при ползании на четвереньках. В результате дальнейшего выпрямления, в конце четвертого триместра весь вес тела направлен лишь на маленькую площадку ступней.
Поскольку опорные поверхности становятся меньше, требования ко всей сенсомоторной системе возрастают; равновесие тела становится более чувствительным к помехам, и должно непрерывно регулироваться. |
Для обеспечения позы, ребенок осваивает различные функции мускулатуры туловища. Как правило, это происходит уже за первые двенадцать месяцев его жизни при опоре на руки, переворачивании, вставании и ходьбе, а также при схватывании предмета. Все эти различные последовательности движений требуют регулирования позы. Они показывают, что поза и движение взаимно зависимы уже в ранний период развития. Как правило, опорно-двигательному аппарату ребенка требуется 12-18 месяцев, чтобы надежно удерживать позу тела на различных этапах выпрямления и поднимания. Тем временем различные функции отдельных мышц комбинируются всегда в новых конфигурациях, так что ребенок отрабатывает и тренирует самые разные двигательные алгоритмы. Только после этого ему открывается доступ в горизонтальное и вертикальное пространство, поскольку он может поворачиваться, садиться, вставать, или ползать.
Движущей силой применения сенсомоторных алгоритмов в спонтанном процессе развития становится любопытство и интерес ребенка ко всему, что его окружает. Эти сенсомоторные алгоритмы служат средством для удовлетворения любопытства и потребности ребенка в общении. |
Когда ребенок становится старше, круг его интересов расширяется, и многообразие двигательных алгоритмов, которые ребенок применяет для удовлетворения своего интереса, постоянно расширяется. Постоянная практика дает ребенку умение тонко настроить свой двигательный аппарат для самых разных целей, и применять его самыми разнообразными способами. С практикой ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний о движениях (схему тела). Если ребенок разработал свой индивидуальный базовый двигательный алгоритм, он будет прибегать к нему снова и снова на протяжении всей своей жизни при изучении новых функций, например, в спорте, при вождении автомобиля или игре на музыкальном инструменте.
Но если ребенок на первом году своей жизни лишь в ограниченном объёме использовал какой-либо базовый моторный алгоритм, то по всей вероятности все его дальнейшее развитие будет испытывать дефицит, поскольку позы тела в процессе выпрямления становятся все труднее, а постуральные задачи балансировки и удержания туловища все сложнее. |
Видимо, существует физиологическое окно времени, когда вся сенсомоторная система особенно быстро реагирует и хорошо обучается в процессе постурального развития. Совершенно очевидно, что в первые три месяца это окно широко распахнуто.
Двенадцать месяцев первого года жизни подразделяются в медицинской терминологии на 4 триместра (4 раза по три месяца = 12 месяцев), эти отрезки времени плавно перетекают один в другой. В каждом триместре ребенок проявляет развитие, типичное для данного периода; результаты этого развития становятся основой для развития ребенка в следующем триместре. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления тела и перемещения вперед.
- В первом триместре, то есть, до конца третьего месяца жизни, ребенок развивает постуральный навыки туловища в положениях "лежа на спине" и "лежа на животе". Это позволяет затем выпрямляться с опорой на руки и создает основу для дальнейшего выпрямления тела.
- Во втором триместре ребенок осваивает положение "лежа на боку", в которое он приходит путем переворота из положения "лежа на спине" в положение "лежа на животе". Это позволяет ребенку перейти из положения "лежа на спине" в положение "лежа на животе", а примерно через 6 недель он может уже перевернуться с живота на спину.
- В третьем и четвертом триместрах ребенок уже может выпрямиться вертикально из положения “лежа на спине” и положения “лежа на животе”. Этот шаг развития можно наблюдать, когда ребенок, сидя на боку с опорой на руки хватает то, что находится вверху, ползает по-пластунски или на четвереньках, подтягивается на руках, чтобы встать, и ходит боком, опираясь на мебель. Ребенок открывает для себя окружающий мир, радиус доступности этого мира постоянно растет. Это снова и снова стимулирует навыки той или иной позы корпуса. С каждым разом ребенок все полнее использует самые различные позы тела. Благодаря такому обеспечению постуральной устойчивости, ребенок обретает больше свободного пространства, дающего простор для движения конечностей и головы. Новые возможности генерируют новое любопытство и жажду обладать теми или иными предметами.
► Выводы
Ребенок рождается с двигательным опытом, который он приобрел еще до родов. Стабилизация осанки его туловища развивается в течение первых лет жизни, образуя основу для дальнейшего выпрямления в вертикальное положение. Дефицит этих рано приобретенных постуральных навыков может стать причиной постуральных нарушений в процессе дальнейшего развития. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления и движения вперед. Так ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний (схему тела). При частом повторении в течение первого года жизни ребенок запоминает свой индивидуальный базовый алгоритм, к которому он возвращается при изучении новых моторных функций снова и снова на протяжении всей своей дальнейшей жизни, например, в спорте или при игре на музыкальном инструменте. Для определения статуса развития ребенка анализируются проявления в виде спонтанных движений. При этом особое внимание посвящается постуральному регулированию туловища и позвоночного столба. Сравнивая спонтанно примененный двигательный алгоритм ребенка с двигательными алгоритмами, которые использует примерно половина нормально развитых детей, можно сделать заключение о качестве развития моторных функций.