Для оценки моторного развития ребенка рекомендуется сначала понаблюдать движения ребенка в приятной атмосфере и без спешки. При оценке нужно учитывать самочувствие ребенка в течение дня. Кроме того следует наблюдать переходы движений, функции опоры, выпрямления и хватания, и как все эти функции обеспечены позой туловища. Очень помогает планомерность наблюдений. Ниже предлагается примерный план оценки развития ребенка с указаниями по различным позам, то есть, какие последовательности движений предпочтительнее для оценки.
В положении “лежа на животе” оценивается:
- Как ребенок выпрямляет руки и как в этом участвует поза головы и туловища.
- Как выпрямляются шейный, грудной и поясничный отдел позвоночника.
- Как используется таз и ноги при выпрямлении тела с опорой на ноги.
- Какова нагрузка на ключевые (плечевые и тазобедренные) суставы.
- Как используются мышцы живота и передние мышцы шеи.
- Как удерживается шея и голова; движение головы и зрительная ориентация.
- В положении “лежа на спине” оценивается следующее:
- Ориентируется ли ребенок по обеим сторонам, как он держит туловище.
- Как позиция туловища взаимодействует с хватательной функцией рук.
- Участвуют ли ступни в хватательной функции рук.
- Возможны ли движения конечностями и головой независимо от туловища.
- Как используются ротолицевые функции (глаза, рот).
В положении “лежа на боку” оценивается:
- Как происходит опора на нижнюю сторону таза, боковую часть корпуса и на часть "плечевой сустав/предплечье" при переворачивании.
- Как используется и движется позвоночный столб при повороте.
- Как используется мускулатура при перевороте.
Когда ребенок ползает по-пластунски или на четвереньках, когда он встает и идет боком с опорой на мебель, или при ходьбе без опоры, Вам следует сравнить с эталоном и оценить конкретный моторный алгоритм, используемый при этом ребенком.
При ползании по-пластунски оценивается:
- Используются ли попеременно руки, и как это происходит.
- Как подтягиваются ноги.
Дети, которые лечатся терапией по Войта, часто ползают с перекрестной координацией опоры на локти и колени (в отличие от идеального алгоритма ползания по-пластунски), но степень выпрямления их тела еще не соответствует требованиям ползания на четвереньках.
При ползании на четвереньках оценивается:
- Как выполняется выпрямление плечевого пояса с опорой на руки, а также выпрямление тазового пояса с опорой на ноги.
- Каков шаг рук и ног.
- Чем обеспечена поза корпуса, используется ли тут несущая функция живота.
- Как используются руки для опоры.
- Свободно ли выпрямлены локти.
- Имеют ли голени контакт с полом.
- Остаются ли пятки на одной воображаемой линии, проведенной через тазобедренные и плечевые суставы.
При вставании и боковой ходьбе с опорой на мебель или стену оценивают:
- Как ребенок выполняет хват вверх, использует ли он свои кисти или руки для подтягивания.
- Может ли ребенок встать, попеременно опираясь на разные ноги.
- Согнута ли нога, на которую встает ребенок, на 90° в тазобедренном суставе, чтобы таз не опирался на площадку ноги, на которую встает ребенок.
- Выровнен ли таз по ноге, на которую встает ребенок.
- Как распределяется нагрузка на ступни.
- Как обеспечивается поза туловища, как перемещается позвоночник.