Во второй половине первого полугодия тело принимает всё более разнообразные позы, и ребенку открывается все больше возможностей для целенаправленного выполнения всё большего числа точно скоординированных движений.

В положении "лёжа на спине" ребёнок может:

  • К началу второго триместра хватать предмет, расположенный со стороны хватающей руки.
  • Пересекать центр тела, чтобы схватить предмет.
  • Попеременно использовать разные стороны тела.
  • Осваивать собственные ступни, рассматривая их, хватая их руками и засовывая их себе в рот (координация "рука-нога-рот").
  • Выполнять различные функции рук, например, раскрытие ладони с отводом с расправлением пястных костей при вытянутой руке, начало оппозиции большого пальца руки. Обе эти функции важны для последующего развития тонкой моторики.

В положении "лежа на животе" ребёнок может:

  • Выполнять алгоритм опоры на один локоть.
  • Переносить вес плечевого пояса на опорную руку.
  • Упираться коленами в постель в первой фазе функции опоры на ноги.
  • Опираться на руку с открытой, развернутой ладонью.

 

Развитие из положения “лежа на спине”

В первой половите второго триместра, ребенок начинает хватать предметы только одной рукой .Он хватает предмет той рукой, которая ближе к предложенному предмету или рукой с той стороны, с которой предмет появился в его поле зрения. Ребенок хватает достаточно интересные для него предметы при условии, что они для него достижимы. Предпочтение правой или левой руки в этот период никакой роли не играет. Если спокойно перемещать предмет к центру тела, ребенок будет следить за предметом глазами и тянуться к нему рукой. Но когда предмет пересечёт центр и достигнет другой стороны тела, ребенок поменяет руку и схватит предмет другой рукой. Одновременно с хватательным движением руки, ребенок имитирует хватательные движения ступнями. При этом хватательные движения выполняют обе ступни, даже если ребенок хватает только одной рукой.

Если ребенку в этом возрасти предложить предмет в центре тела, то ребенок вопреки своему желанию схватить предмет не сможет решить, какой рукой это сделать. Причина трудности принятия этого решения заключается, вероятнее всего, в недостаточной зрелости для согласованной работы обоих полушарий мозга. Во второй половине второго триместра заметно расширяются возможности ребенка, которыми он обладал до сих пор при хватании лежа на спине. Если в первой половине ему приходилось менять хватающую руку в случае пересечения предметом центра тела, во второй половине ребенок следит за предметом не только глазами, но и тянется к предмету одной и той же рукой, даже если предмет пересёк центр тела .Когда рука ребенка пересекает центр тела, вес тела переносится на вторую половину тела, с опорой на плечо.

 

Так ребенку удаётся различным образом использовать обе стороны тела. Выполнение этого нового двигательного алгоритма становится достижимым, поскольку ребенок может координировать работу обеих полушарий мозга, что позволяет распределять работу на обе стороны тела: одна половина обеспечивает опору, а другая совершается движение. Но ребенок применяет этот алгоритм лишь при условии, что считает объект исследования достаточно интересным.

В конце шестого месяца ребенок, как правило, может перевернуться на живот для разведки и исследования всего, что его окружает. Этот переворот начинается уже с умения схватить предмет, пересекший центр тела, и он означает, что ребенок способен активно балансировать в неустойчивом положении "лёжа на боку". Сторона, на которую переворачивается ребенок, сначала опирается на боковую поверхность корпуса и лопатку, при продолжении поворота – на лопатку, предплечье и боковую часть таза, а также на тазобедренный сустав. Целенаправленное применение мускулатуры туловища, особенно, цепей косых вращательных мышц становится возможным только в этом возрасте, т.е. на шестом месяце жизни .Ребенок впервые использует плечевые и тазобедренные суставы в качестве несущих и опорных суставов в положении "лежа на боку".

Глаза и рука остаются направленными на предмет, который нужно схватить; в этой ситуации особенно важно обеспечить устойчивую позицию корпуса и позвоночного столба. Такое постуральное обеспечение требует чрезвычайного расхода сил в связи с неустойчивостью положения “лежа на боку”. Как правило, ребенок не задерживается в этом положении, поскольку из него можно сразу перейти в положение "лежа на животе". Голова в положении "лежа на боку" не находится на плоскости опоры тела, она приподнята и направлена в сторону игрушки.

В описанной последовательности движений важен переход от грудного к поясничному отделу позвоночника, точнее, от 12го позвонка грудного отдела к 3ему позвонку поясничного отдела. В первом триместре этот участок уже применялся для опоры тела в положении "лёжа на спине". Во втором триместре он стал ключевым местом поворота. От задействованной мускулатуры он требует точно скоординированной работы, поскольку в динамике поворота это место диктует необходимость и постуральной устойчивости и точности выполнения движения.

Во время переворота в этом месте таз слегка приподнимается вверх со стороны хватающей руки, а другая сторона таза выполняет функцию опоры тела.

В случае удачного регулирования позиции, за поворотом корпуса на бок следуют ноги, полусогнутые в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. В боковом положении до окончательного перехода ребенка в положение "лежа на животе", ребенок вытягивает ногу, лежащую снизу. Нога, лежащая сверху, пока еще согнута и участвует в повороте. Но когда внутренняя сторона колена касается постели, верхняя нога тоже распрямляется .По достижении положения на животе, как правило, ноги полусогнуты во всех суставах и обе внутренние стороны колена имеют контакт с постелью. Ступни в начале поворота подняты в голеностопных суставах. Но с увеличением поворота, после перехода через положение на боку, нижняя ступня разворачивается внутрь (инверсия), пальцы ног сгибаются, а верхняя ступня остаётся в своём положении.

При первых попытках поворота, ребенок, достигая начала положения на боку, возвращается в положение на спине. Но познакомившись с ходом выполнения движения, он продолжает поворачиваться, чтобы очутиться в положении "лежа на животе".

 

Развитие из положения “лежа на животе”

В положении на животе ребенок обнаруживает обилие новых объектов, которыми он непременно хочет обладать. Для того, чтобы обладать вожделенными объектами, ребенку нужно добраться до них и схватить их. Уже известный нам ранее двигательный алгоритм симметричной опоры на локти расширяется, превращаясь в алгоритм опоры на один локоть. При этом вес всего тела опирается на один локоть, на таз и бедро с одной стороны, а также на колено с противоположной стороны. Голова и рука в этой позиции удерживаются и уравновешиваются за пределами опорной поверхности).

 

Поток раздражителей из мира, окружающего ребенка, оказывает стимулирующее действие, и ребенок использует все свои возможности, чтобы схватить все, что его привлекает. Его девиз гласит "выше, дальше, сильнее". Затем ребенок открывает возможность опираться на руки и бедра. Этот алгоритм называется опора на руки . С этой опорой ребенок завоевывает высоту, но он пока не может выпрямиться дальше, и потому снова и снова „валится" на живот, поднимая вверх руки и ноги. Этот алгоритм выглядит, как будто ребенок плывет, и называется алгоритм пловца . Примерно к концу шестого месяца руки почти полностью осваивают свои основные функции хватания и опоры. Моторный алгоритм рук проявляет в этом возрасте следующие признаки: руки могут быть выровнены по продольной оси предплечий, кисти подняты в лучезапястном суставе, пясть разведена, большой палец руки оттопырен. Это готовит кисти к тому, что будет осваиваться в следующем триместре, то есть, к тонкой моторике.

В конце шестого месяца жизни ребенок развивает свои хватательные функции на своих ступнях. Когда ступни попадают в его поле зрения, ребенок хватает их и сует себе в рот. Этот глобальный двигательный алгоритм называется координация "рука-нога-рот". Как ясно из самого названия, речь тут идет об очень сложном взаимодействии самых разных функций всего тела . Стабилизация позиции корпуса позволяет ребенку согнуть ноги и приподнять голени; при этом он может видеть свои ступни, хватать их руками и засовывать себе в рот. Таким образом, он охватывает их, старается их (свои ступни) понять всеми органами чувств, и ступни занимают подобающее им место в представлении ребенка о собственном теле.

Развитие речи

На четвертом и до пятого месяца жизни кончик языка ребенка начинает упираться в резцовый сосочек (Papilla incisiva) нёба. Четче становятся жующие движения нижней челюсти. Начинают резаться зубки. Ребенок все сует себе в рот, в этом возрасте рот становится важнейшим органом чувств. Ребенок познает свой мир руками и ртом. Поза, а также выпрямление корпуса и позвоночного столба, создают предпосылки, чтобы держать головку, а также предпосылки свободного развития тонких моторных функций мускулатуры гортани, подъязычной кости, а также самого языка. К этому моменту ребенок в состоянии целенаправленно использовать свою речевую моторику. С четвертого по пятый месяц жизни он обнаруживает, что его губы способны формировать звуки. Ребенок активно издает характерные фрикционные согласные и гласные, начинает "гулить".

В этом возрасте речь ребенка состоит из цепочек звучных слогов, модулированных горловых звуков, отдельных криков.

Предмет ребенку в первой половине второго триместра следует предлагать однозначно с одной какой-либо стороны. Если предлагать ребенку игрушку для хватания по средней части тела, необходимо делать это спокойно, чтобы ребенок мог принять решение, какую руку ему выбрать для хватания. Ни в коем случае нельзя быстро двигать предметом из стороны в сторону, это ставит процесс хватания в условия, не соответствующие возрасту ребенка, путает ребенка и нервирует его. До конца шестого месяца жизни ребенок может только хватать собственные ступни, они пока еще недостаточно развиты для того, чтобы ходить. Поэтому ребенка в таком возрасте нельзя сажать или ставить на ноги. Пассивное сидение или стояние могут повредить позвоночник и тазобедренные суставы ребенка.

x

Please publish modules in offcanvas position.

×

Закажите обратный звонок

×

Отзыв

×

Прямая связь с руководством центра Галилео

×

Получить консультацию