Данные двигательные алгоритмы, в исполнение которых вовлекается все тело, состоят из множества отдельных частей (подчиненных алгоритмов). Например, движение рук и ног должно быть согласовано с движением туловища. Только при условии тесного взаимодействия всех частей тела, тело может выпрямиться и перемещаться.

Такой процесс обязательно требует регулирования, ведь тело должно оставаться в равновесии при каждом движении, даже самом мелком. Данный процесс можно сравнить с весами. Если мы кладем материал на одну чашу весов, на другую чашу весов необходимо поставить соответствующие гири, чтобы восстановить равновесие масс на обеих чашах весов.

Тело человека подвержено тем же зависимостям, но в гораздо более сложной и комплексной форме. В состоянии равновесия части тела расположены так, что они распределены уравновешенно, и центры масс (центр тяжести) находятся над точками опоры. Таким образом, при каждом, даже самом маленьком, изменении положения тела в работу включается вся сенсомоторная система организма с целью сохранения равновесия.

На уровне спинного мозга управление бессознательными движениями осуществляется напрямую, так сказать, кратчайшим путем. Головной мозг как „центральное руководство" координирует выполнение подчиненных алгоритмов так, чтобы снова и снова восстанавливать баланс.

Постоянное регулирование позы во время выпрямления и движения тела требует взаимодействия различных мышц, как описано ранее. Работа отдельных мышц организуется в рамках используемого двигательного алгоритма, и подчиняется общей цели движения.

Двигательные алгоритмы можно проанализировать и описать. Например, хватательное движение кисти является частью глобального алгоритма, движения руки. Хватательное движение зависит от позы всего тела. Ведь качество движения хватания зависит от положения туловища и позвоночного столба, что лежит в основе данного алгоритма.

Компетентное диагностическое и терапевтическое заключение возможно только тогда, когда движения рассматриваются относительно позиции всего туловища.

Глобальный алгоритм выполняется благодаря координированному взаимодействию всех частей тела. Например, ход движений ползающего ребенка, который хочет добраться до красного стаканчика, стоящего на стуле, можно в общих чертах пояснить следующим образом. У ребенка складывается представление, что он хочет владеть этим стаканом. Таким образом, у ребенка формируется цель. Чтобы достичь своей цели, ребенок мобилизует всю свою моторику. Ребенок должен в двигательном алгоритме ползания изменить функцию кисти и руки, чтобы иметь возможность схватить стаканчик, который находится выше уровня его головы.

В процессе выполнения данного движения его тело должно находиться в выпрямленной позе, причем, вес тела должен переместиться с четырех на три конечности. Его позвоночный столб слегка наклоняется в сторону, и поворачивается так, чтобы предоставить руке свободное пространство, необходимое для действий. Если расстояния вытянутой руки недостаточно для хватания предмета, ребенок при помощи рук и с упором на ноги подтянет свое тело вверх, к тумбочке. Тем временем он будет использовать для подтягивания и опоры кисть, при помощи которой он первоначально хотел схватить предмет.

Как только тело будет надежно опираться на ноги и руку, он протянет свободную руку и вытянет кисть к предмету, и схватит желанный предмет, если он подобрался к нему достаточно близко .

Ход выполнения движений, описанных в этом примере, становится осмысленным и целенаправленным глобальных алгоритмом тогда, когда руки, ноги и позвоночный столб работают вместе по „согласованию" друг с другом.

Основополагающий опыт для последующих умений

Доступ ко всему телу помогает ребенку накопить основополагающий опыт. Только когда он действует самостоятельно и так знакомится со своим телом и с тем, что его окружает, только тогда он сможет приумножить сокровищницу своего опыта, и усовершенствовать свое восприятие. Чтобы ощупать, ребенок должен схватить. Чтобы понять, он должен слушать. Чтобы найти слова и заговорить, ребенок должен засунуть предметы в рот, попробовать их на вкус и облизать языком. Если ребенок в возрасте 8-9 месяцев снова и снова кидает от себя игрушку, чтобы затем взять ее и снова кинуть от себя, он выполняет очень важное действие: учится правильно оценивать расстояние, развивает глазомер. Накопление опыта становится возможным благодаря применению различных двигательных алгоритмов.

Ребенок пока еще не имеет никакого представления, каково на ощупь то, что его окружает, каково оно на вкус, и что скрывается за тем, что он видит. Он не знает, каковы на вкус его ноги, и будет ли ему больно, если он уколется.

Он пока еще не знает, как ходить, как прыгать и лазать. Но отчасти у него есть возможность сделать это, поскольку он обладает врожденными способностями. Именно во время первого года жизни особенно интенсивно идут процессы использования врожденных способностей, а также их дополнение либо замещение тем, чему ребенок научился.

По применению моторики можно понять, что ребенок проявляет любопытство по отношению к тому, что его окружает, что он открывает для себя окружающий мир и хочет его изменить. Только тогда ребенок сможет применять эту моторику во всем многообразии, которое имеется в его распоряжении, проявляя при этом всю свою изобретательность. В этой изобретательности ребенок показывает свой умственный потенциал. Как правило, умственно неполноценные дети заметно отстают в развитии своей моторики и не способны к такому творческому подходу, который проявляют нормальные или одаренные дети

Зависимость движения от позы

Поза для ребенка, да и взрослого, – несущий элемент, позволяющий целенаправленно перемещаться в земном поле тяготения. Поза, это опора для движения. Без позы целенаправленное движение невозможно, поскольку любое движение, как бы мало оно не было, должно преодолевать силу тяготения. Это означает, что мускулатура, поддерживающая равновесие и обеспечивающее позу, должна постоянно работать, чтобы сохранять равновесие тела. Например, при вытягивании руки, чтобы взять чашку и поднести ее ко рту, требуется изменить позу и обеспечить равновесие туловища, чтобы иметь возможность отвести руку от тела, а затем спокойно и целенаправленно направить ее к чашке. При этом должны быть задействованы не только мышцы, обеспечивающие перемещение руки, но и мышцы, поддерживающие и стабилизирующие руку в процессе движения, т.е. мышцы, обеспечивающие позу. Только тогда движение будет спокойным и плавным, и чашка благополучно достигнет рта. Но при отсутствии должной координации мышечной работы на любом из этапов движения цель не будет достигнута, например, если в процессе движения будет преодолен слишком большой путь. Об этом очень точно и выразительно сказал известный невролог Р. Магнус: „Каждое движение начинается позой и завершается позой. Поза следует за движением подобно тени. "

Для примера с рукой, которая перемещается к чашке, сначала определенную позу принимает туловище, оно выпрямляется, с преодолением силы тяготения, принимая при этом такую позу, которая создает руке возможность двигаться по направлению от туловища. Затем мускулатура удерживает руку в определенной позе с преодолением силы тяготения, а другая мускулатура одновременно заставляет руку двигаться по направлению к чашке. Это движение осуществляется из определенной позы: например, сидя с опорой на таз, ноги и стопы.

Стабилизация позы

Наблюдая младенца во время первых 6 месяцев жизни можно видеть, что на первом плане у него стоит обеспечение положения (позы) туловища, а не движение. Младенец показывает это как в положении лежа на спине, так и в положение на животе. Например, если он в возрасте 5 месяцев лежит на спине, хватает игрушку и сует ее в рот, достаточно четко видно, как движение его рук и ног зависит от регулирования положения туловища, и как поза туловища занимает первый план.

Но без позы, уравновешенной по всей опорной поверхности спины, невозможно приподнять с опоры для целенаправленного движения руки, или ноги.

Лишь позднее наблюдатель заметит в позициях выпрямления на верхних уровнях какое-то движение в своем поле зрения. В случае с ползанием или ходьбой в первую очередь видно движение рук и ног, перемещающих туловище вперед. Можно предположить, что поза в данном случае не имеет свое значение. На самом деле все совсем наоборот. Чтобы так перемещать тело, требуется постоянное динамическое изменение позы туловища, а также конечностей. Чем выше выпрямлено тело, тем меньше становится площадь опоры, и тем тяжелее поддерживать баланс. Чтобы тело не качалось и не опрокинулось, и чтобы оно могло целенаправленно перемещаться, чувствительность регулирования позы должна быть очень высокой, гораздо выше, чем при регулировании позы тела внизу, в положении лежа на спине или животе.

Преодоление силы тяжести – основная задача, которую нужно решать всегда. Ведь каждое движение смещает вес тела, и нужно заново создать равновесие. Движение требует опоры, поскольку только наличие точки опоры делает возможным движение к этой точке, или прочь от нее. Поэтому мускулатуре предъявляется требование создать сбалансированную и устойчивую позу, но, тем не менее, при этом разрешать движение. Такую ситуацию можно наблюдать в беспомощности новорожденного, который пока еще не умеет ни отрегулировать свою позу соответственно, ни обеспечить надежную костную и мышечную опору. Подвергаясь силе тяжести, его тело лежит на постели, но он еще не может использовать поверхность постели как поверхность, на которую можно опираться. Только с дальнейшим развитием он сможет использовать в качестве поддерживающей поверхности, например, свою спину.

Если младенец может повернуться, в положении лежа на боку, он будет опираться только на поверхность своего плечевого и тазобедренного сустава, а также на поверхности той стороны туловища, на которую ребенок повернулся.

Если ребенку удалось идти без опоры, весь вес его тела будет направлен на очень маленькую поверхность стоп.

Мы с удивлением наблюдаем фигурное катание на льду, или балетных танцоров, все их прыжки и пируэты. Нас впечатляют их движения, и, как правило, мы не замечаем их особенного умения регулировать позу. Но чтобы прыжок на льду получился, необходимо опираться на самую маленькую поверхность в осложненных условиях, ведь лед очень скользкий и не создает необходимого трения даже при нормальной ходьбе.

К тому же стопа фигуриста не опирается на лед напрямую, она стоит на узком лезвии коньков. Это требует от мускулатуры самого тщательного и точного регулирования позы, чтобы сохранять равновесие в такой неустойчивой ситуации, и одновременно сделать возможными движение по льду и прыжки. Нетренированный наблюдатель практически не в состоянии зарегистрировать всю фоновую работу по обеспечению нужной позы и функции мышц, что является обязательным предварительным условием совершения прыжка.

Но наблюдатель сразу замечает, когда движение человека отличается от нормального, обычного движения или от представления наблюдателя о том, что такое нормальное движение. Это происходит при ошибке системы управления позой. Такие ошибки часто можно наблюдать при некоторых формах расстройства движений, например, при спазме и дистонии. При спазме наблюдается напряженная, неподвижная поза, что делает невозможными плавные движения. Дистония это полная противоположность спазму. При дистонии не хватает мышечной работы, обеспечивающей необходимую позу и совершение движения. Движения при дистонии неуклюжие, неспокойные, путь слишком велик, и движения не достигают цели.

Навыки управления позой объединяются на примере небольшого опыта, который Вы можете провести на себе с анализом полученных результатов. При нарушениях движения (дискинезии) дефицит управления позой (постуральный дефицит) четко проявляется в неправильных движениях.

Поэтому качество движения формируется на фоне соответствующего качества позы. Отсюда анализ позы дает информацию о постуральном качестве. Как показывают примеры, функция отдельных мышц в различных позициях тела и при различных движениях меняется. Одна и та же мышца может, например, при опоре и ориентации тела преимущественно поддерживать, но в следующий момент она становится активной и участвует в движении. Эта перестройка и означает гарантию сохранения позы с постоянной возможностью выполнения движения. Чем лучше сбалансировано взаимодействие мышц, тем более плавными становятся движения, растет физиологическая гибкость.

Практический опыт запоминается

Для представления, насколько сложны показанные взаимодействия в процессе преодоления нами силы тяготения, выпрямления, ориентации тела и перемещения к цели, лучше всего познать все это на практике; практический опыт запоминается лучше всего.

Ниже предлагается сделать небольшой опыт на себе с анализом результатов.

  • Для этого ляжем на спину, медленно повернемся на бок, медленно встанем и       начнем перемещаться вперед, например, чтобы открыть окно.
  • Если выполнять отдельные этапы медленно, почти в темпе замедленной киносъемки, то можно наблюдать, как изменяются опорные поверхности.       Опорные поверхности – это места, на которые тело опирается о пол, чтобы подняться вверх. Можно попробовать подняться и с того, и с другого бока. Возможно, тогда Вы обнаружите предпочтительный бок, с которого вставать легче. Точный наблюдатель заметит, что в ходе всего процесса опорные поверхности становятся все меньше, равновесие все более неустойчивым, а для преодоления силы тяжести и поднимания тела требуется проделать все больше работы.
  • В положении на спине Вы пока лежите на довольно большой опорной поверхности, но при повороте набок опора уменьшается. В конце поворота верхняя часть тела опирается только на плечевой сустав и предплечье, нижняя часть только на таз и тазобедренный сустав. Чтобы не слишком осложнять весь процесс и не очень ограничивать спонтанный ход движения, мы сознательно не рассматриваем тут движения рук и шаговые движения ног при ходьбе.

Далее надо опереться на предплечье нижний руки, чтобы подняться и переместить вес тела к тазу. Вес нижней стороны тела распределен на бедра, наружную поверхность бедра и голени, наружный край стопы. Затем задачу опоры берет на себя рука сверху, затем рука снизу. Затем вес тела опирается на колено сверху. Это позволяет ноге снизу согнуться. Можно сначала опереться на колено, либо, при достаточной ловкости сразу установить стопу. Затем устанавливается вторая стопа, руки отрываются от пола, тело выпрямляется и встает на стопы. Теперь можно идти вперед, чтобы достигнуть цели движения, поставленной в самом начале процесса, то есть, открыть окно.

Мы в довольно грубом приближении рассмотрели путь из положения на спине через вставание к процессу ходьбы. Но достаточно ли этого, чтобы на маленьком практическом примере получить представление о том, что означает преодоление силы тяготения, и каким образом можно подняться вверх путем переноса веса тела и изменения опорной поверхности?

Если повторять этот путь наверх чаще, можно заметить, что обе стороны тела взяли на себя различные опорные, несущие и перемещающие функции в фазах подъема и выпрямления туловища. Это обусловлено тем, что обе стороны тела взаимно дополняют друг друга в целенаправленном перемещении из положения “лежа на спине” к ходьбе на двух ногах. В результате постоянного переноса веса, происходит смена опорных и мобильных элементов. С этим изменением связано постоянное регулирование равновесия.

Кроме того можно наблюдать, как заметно было задействовано туловище, а значит и позвоночный столб, для выполнения функций удержания и поворота. Руки и ноги использовались в процессе выпрямления как рычаги. В ходе такого на первый взгляд простого действия можно было уже ощутить все три неразрывные взаимосвязи, названные выше:

  • согласование позы тела
  • выпрямление с преодолением силы тяготения
  • и перемещение к цели.

Кроме этого использовались моторные алгоритмы для сохранения позы и перемещения туловища. Как правило, такие алгоритмы становятся доступными для ребенка в возрасте около 3 месяцев в положении лежа на спине с переворотом на бок, а встать ребенок может в возрасте 9-10 месяцев

Могут возразить, что в выполнении вышеописанных движений нет ничего особенного. Действительно, человек с нормальными процессами поддержания позы и выполнения движений совсем не думает о том, какие предпосылки должны быть осуществлены, чтобы иметь возможность выполнить якобы простейшие движения. Но для людей, страдающих расстройством движения, у которых соответствующие двигательные алгоритмы недоступны, эти процессы могут превратиться в непреодолимое препятствие.

Обычно любой здоровый человек непрерывно меняет позы тела. При каждом изменении позы, ЦНС обильно снабжается новыми раздражителями от кожи, мускулатуры, сухожилий и внутренних органов, и ЦНС непрерывно посылает команды, корректирующие каждую позу. Обработка этих раздражителей и ответ на них происходит в сенсомоторной системе путем адаптации существующих двигательных алгоритмов с изменениями позы.

Таким образом, в положениях лежа на спине, лежа на боку, сидя на боку, сидя с опорой на руки, а также стоя с опорой на стопы, как показано в примере выше, во всех этих позициях требуется постоянное регулирование. Каждое выпрямление и любое движение требует позы, даже у ребенка с его спонтанными движениями и спонтанной моторикой. Для оценки спонтанной моторики эта поза очень тщательно анализируется и описывается. Движение, которое показывает ребенок, рассматривается относительно позиции туловища, необходимой для выполнения данного движения. Анализ и оценка спонтанной моторики ребенка служат определению его моторного биологического возраста. Интерес при этом представляет в основном, как выглядят двигательные алгоритмы, которые использует ребенок. При оценке двигательных алгоритмов ориентируются на модель движений, которые используются примерно половиной нормально развитых детей на первом году жизни. Они – ориентирующий масштаб для заключения о качестве, которое связано также с функциональными алгоритмами мускулатуры и с физиологическими позициями суставов. Эти образцы развития на первом году жизни будут описаны ниже, например, алгоритм симметричной опоры на локти, или несимметричной опоры на локоть. Чтобы иметь возможность принять решение о применении терапии по Войта для детей на первом году жизни, исследователь должен знать эти двигательные алгоритмы, поскольку они нужны в качестве опорной величины для качественной (Что делает ребенок?) и количественной (Как делает ребенок?) оценки позы и движения, которые Вы наблюдаете у ребенка.

Пример

Один очень любопытный ребенок в возрасте 10 месяцев непременно хочет иметь вещи, которые находятся выше уровня его головы, и он будет использовать все доступные ему возможности, чтобы подтянуться и завладеть желанными предметами. В таком случае он будет пробовать свои силы, если это означает для него чрезмерные моторные требования, и его любопытство вступит в борьбу с двигательными алгоритмами, которые ему пока еще недоступны. Этот ребенок проделает моторную работу, которую можно ожидать от ребенка в возрасте 10 месяцев. Если оценивать только количество моторной работы, то ребенок будет оценен в соответствие со своим возрастом. Но если оценивать качество алгоритма позы, то при известных обстоятельствах можно констатировать, что биологический возраст ребенка не превышает первых 3 месяцев, поскольку, например, он компенсирует свое поднимание, в положении прогнувшись со сгорбленной спиной. Если бы в распоряжение этого ребенка были предоставлены образцы движения ребенка на третьем месяце жизни с качеством, самым лучшим из возможного, то он смог бы правильно выпрямить туловище и скоординировать работу мышц живота. Дефицит качества пришлось компенсировать прогибом туловища. Этот пример показывает, какое существенное расхождение может быть между количеством и качеством моторной работы.

Вероятно, у данного ребенка получится сделать дальнейшие шаги в своем продвижении вперед. Но можно ожидать, что его дальнейшее развитие будут сопровождать знакомые нам уже недостатки. Так, многие проблемы с позвоночником и болями в спине и можно объяснить недостатками функции выпрямления.

 

Выводы

Принцип Войта описывает нормальное и закономерное развитие позы и движения (постуральный онтогенез) ребенка на первом году жизни, и использует для диагностики и терапии двигательные алгоритмы, которые выстроены на основе программ движения, заложенных генетическим путем. Эта способность, предоставлять в распоряжение двигательные алгоритмы, унаследована из всей истории человеческого рода (филогенез). Очевидно, эти двигательные программы были созданы в процессе развития человека от перемещения на четырех ногах к хождению на двух ногах. Они и по сей день предоставляют в распоряжение человека необходимые двигательные алгоритмы, позволяющие ему выпрямиться с преодолением силы тяжести и совершать движения, ориентированные на достижение цели. Двигательные алгоритмы имеются в распоряжении каждого человека для его индивидуального развития (онтогенеза). При этом поза и движение взаимосвязаны: Каждое изменение позиции тела, даже самое маленькое, требует соответствующего изменения позы и восстановления равновесия.

 

 

  • Применение Войта терапии у недоношенных детей

  • Применение Войта терапии у детей со Spina Bifida

  • Задержка моторного развития и Войта терапия

    x

    Please publish modules in offcanvas position.

    ×

    Закажите обратный звонок

    ×

    Отзыв

    ×

    Прямая связь с руководством центра Галилео

    ×

    Получить консультацию